ГЛАВНАЯ


СОН РЕБЕНКА

 В своем ритме
Малыш рождается с не отрегулированным суточным ритмом. Еще в материнской утробе он вступал в противоречие с мамой: спал, когда она бодрствовала, и начинал активно кувыркаться, когда мама собиралась немного отдохнуть. Новорожденный ребенок спит большую часть суток, однако редко больше 90 минут подряд. Примерно столько у него занимает цикл сна-бодрствования. Следовательно, спать урывками приходится и маме.
В возрасте 2–8 недель проявляется 4-часовой цикл, который достаточно стабилен примерно до 3-х месяцев. Но непрерывного ночного сна вам вероятно придется ждать еще долго: лишь каждый десятый малыш месячного возраста умеет спать почти всю ночь, и еще 10% не научатся этому до года.В возрасте от 1 до 5 лет дети спят в среднем 12 часов в сутки, затем эта цифра уменьшается до 10. Однако стоит отметить, что приведенные данные являются средними нормами. Меж тем каждый ребенок индивидуален, поэтому может оказаться, что вашему малышу не обязательно отдыхать столько, сколько указано в этой таблице. Или, напротив, он «соня», и среднестатистического «сонного» времени ему не хватает.
Хорошо устоявшийся суточный ритм формируется примерно в возрасте 2 лет, и для родителей это огромное облегчение. Но в то же время именно в этом возрасте дети начинают дольше «укладываться», им требуется больше времени, чтобы заснуть.
Такой разный сон
Младенческий сон неоднороден. Как известно, существует два типа сна: «быстрый» сон со сновидениями и «медленный» сон без сновидений. Однако у младенцев первый тип сна преобладает — у них еще не сформировались внутренние биологические часы. В ходе такого «быстрого» сна могут наблюдаться сосательные движения, легкие гримасы, вздрагивания, улыбки. Это не повод для тревоги, однако, обратитесь к педиатру, если подергивания приобретают постоянный продолжительный характер.
Взрослый человек во время «быстрого» сна видит сны. А малыш? Да, и ему тоже что-то снится. Причем, того количества сновидений, которые посещают младенца, хватило бы за глаза на несколько взрослых! Ученые доказали, что еще в 25–30 недель беременности у плода возникают сновидения, которые на тот момент он видит практически постоянно. После рождения доля «быстрого сна» со сновидениями сокращается до 60%. Что именно видит ребенок, почему возникают сновидения и какова роль снов в развитии малыша, до сих пор точно не установлено. Некоторые специалисты считают, что сон ребенка похож на сеанс кинофильма, только «на экране» демонстрируется некая генетически заложенная в памяти информация. Зачем? Для развития мозгу нужно работать, тренироваться, вот он и загружает себя таким образом. Это в свою очередь развивает чувства и мышление малыша. У взрослых же природа снов другая: сновидения предназначены для процесса запоминания и переработки накопленной за день информации. С возрастом доля «быстрого» сна у ребенка уменьшается и примерно к 8 месяцам он составляет, как и у взрослых, всего 20–25% общей продолжительности сна.
Но несовершенство внутренних биологических часов — лишь одна из причин того, что новорожденные спят дробно. Другая причина — голод. Малыши едят маленькими порциями и просыпаются от голода независимо от того, день на дворе или ночь. Однако уже в течение первых трех месяцев малыш начнет приспосабливать свой режим сна к режиму мамы, да и спать будет меньше: сразу после рождения ему полагается четыре «тихих часа» днем, а к трем месяцам он переходит к трехразовому дневному сну. В первые месяцы жизни ребенка мамина задача — накормить его, дать отрыгнуть воздух и снова уложить спать.
Вместе или порознь?
Особенно актуально это ночью. Даже в трехмесячном возрасте редкий малыш спит всю ночь напролет. А значит, очень важно именно ночью создавать определенные условия, которые не позволят малышу проснуться окончательно. Не играйте с ним, не включайте яркий свет. Есть еще одна важная деталь: малыша нужно научить засыпать, приучить к тому, что ночью все спят. Первые два месяца его жизни еще допустимо позволять ребенку засыпать во время кормления или укачивания. Однако уже с 2–3-месячного детского возраста необходимо начать создавать ритуал подготовки ко сну.
Говоря о сне, невозможно не затронуть еще один аспект — совместный сон родителей и ребенка. Существуют две диаметрально противоположные точки зрения: одни считают, что ребенок не должен спать с родителями, другие говорят о том, что спокойный и комфортный сон может быть, только если ребенок спит рядом с мамой. Сторонники и того и другого мнений найдут достаточно аргументов в защиту именно своей точки зрения. Однако решение, где должен спать ребенок, в любом случае принимают только родители. Конечно, идеальной считается ситуация, когда малыш спокойно засыпает в своей кроватке или колыбели. Попробуйте и вы приучить его к этому. Приглушите в комнате свет, включите негромкую музыку или движущуюся музыкальную игрушку, спойте ему тихую колыбельную. Все это и будет тем ритуалом, который поможет малышу заснуть.
Нарушения детского сна
Немного терпения, и со временем малыш научится успокаиваться и засыпать. Но если ребенок кричит, не оставляйте крик безответным. Грудной ребенок слишком мал, чтобы понять, почему мама игнорирует его призывы. Тем более что мамина помощь зачастую ой как необходима!
В первые месяцы жизни нарушения сна чаще всего связаны с быстро приходящим чувством голода, а значит, ребенка необходимо покормить.
До трех месяцев причиной плохого ночного сна могут быть кишечные колики, связанные с незрелостью желудочно-кишечного тракта. Обычно боли в животе появляются в возрасте 2 недель и длятся в среднем 100 дней. У половины детишек с коликами улучшение наступает к 2 месяцам, а у некоторых колики будут продолжаться до 4–5 месяцев. Деткам, находящимся на искусственном вскармливании, может не подходить питательная смесь. В любом случае, определить первопричину крика и справиться с этой проблемой поможет врач-педиатр, который назначит лекарства, облегчающие страдания малыша.
С началом введения прикорма хронические нарушения сна могут быть обусловлены пищевой аллергией на некоторые продукты, в частности, на салицилаты, которые содержаться в пищевых добавках, огурцах, помидорах, цитрусовых. Впрочем, и в более раннем возрасте этот вопрос может стать актуальным, если мама не соблюдает диету. Если исключить аллергены, сон нормализуется уже через несколько дней.
Начиная с 5–6-месячного возраста, причиной беспокойного ночного сна могут стать и прорезывающиеся зубки. Боль бывает достаточно сильной, и ребенок, который раньше хорошо спал, может просыпаться по несколько раз за ночь. Помочь в этом случае способны местные обезболивающие препараты, которые порекомендует детский врач.
Многие мамы вскакивают на каждый слабый всхлип ребенка. Однако во время сна малыш нередко издает различные звуки, например, всхлипывает при переходе от одной фазы сна к другой. Однако если ночные пробуждения становятся регулярными, то, прежде всего, необходимо убедиться, что нет медицинской проблемы нарушения сна. Врач должен внимательно осмотреть малыша для того, чтобы исключить общие заболевания.
А еще ночные пробуждения могут быть связаны с тем, что ребенку просто необходимо ваше внимание. Иногда малыш должен просто почувствовать ваше присутствие в комнате, услышать ваш голос. Достаточно подойти к ребеночку, погладить его, взять за руку. В полугодовалом детском возрасте уже необходимо придерживаться ритуала засыпания. Этот ритуал сыграет на руку чуть позже, месяцев в 9–10, когда появляются проблемы совершенно другого рода — ребенка сложно уложить спать. В этом возрасте ребенок начинает осознавать происходящее, и сон для него равносилен разлуке, поэтому засыпание может стать очень длительным процессом. Имеет смысл сделать частью ритуала засыпания любимую игрушку, которая подарит ему ощущение безопасности. В этом возрасте малыш уже чутко откликается на происходящее вокруг него, в частности, на ситуацию в семье. Именно сейчас бессонница может быть вызвана ошибками в воспитании ребенка, когда родители сами создают ситуацию, способствующую возникновению нарушений сна.
В год около 5% детей начинают храпеть во сне. В этом случае нужно обратиться к врачу и убедиться, что нет увеличения миндалин и аденоидов. Сильно разросшиеся аденоиды иногда полностью закрывают дыхательные пути и могут привести к апноэ. Эти кратковременные остановки дыхания во сне делают ночной отдых беспокойным и непродуктивным, и очень часто сопровождаются повышенной потливостью, энурезом, ночными страхами и кошмарами.
Кошмары могут появиться у ребенка и «просто так», без видимой причины. Обычно происходит это в возрасте 2 лет и связано с особенностями психического развития на данном этапе жизни. Эти проявления не должны вызывать у родителей паники, потому что дети, у которых никогда не было ночных кошмаров или, по крайней мере, тревожного сна, являются скорее исключением из правил. Ночные страхи и кошмары, внезапные пробуждения и беспокойный сон — все это отражение внутренней тревожности ребенка, поэтому всегда нужно найти причину этих состояний. Разобраться в этом помогут детские психологи.
Как сделать сон малыша спокойным?
Чтобы наладить хороший полноценный сон малышу первого года жизни, нужно придерживаться следующих правил.
• Не будите ребенка специально, даже если пришло время его кормить — ведь тем самым вы нарушаете ход его биологических часов.
• Перед тем, как уложить малыша, убедитесь, что он сыт.
• Ночные кормления должны проходить тихо и спокойно, свет должен быть приглушенным, а ваше общение с ребенком — минимальным.
• Детский дневной сон — вовсе не повод для домочадцев ходить по дому на цыпочках и отказаться от ТВ или радио. Привыкнув спать в полной тишине, малыш будет просыпаться от любого шороха. Чем раньше приучить ребенка засыпать под обычные звуки дома, тем легче вам будет в дальнейшем.
• По возможности, в детском возрасте 10–12 месяцев желательно отказаться от ночных кормлений. Для этого придется набраться мужества и потерпеть ночные капризы примерно неделю: ребенок, не получив желаемого, успокоится в течение получаса, и войдет в новый режим без особого труда.
• Днем кормление должно не убаюкивать, а возбуждать: приветствуются игры и потешки, веселые песенки и смех, яркий дневной свет.
• Не бросайтесь к ребенку при первых всхлипываниях: возможно, он просто видит сон.
• Укладывайте ребенка спать в одно и то же время. Это настроит его внутренние часы на работу без сбоев.
• Не позволяйте подросшему ребенку играть в кроватке — она должна у него ассоциироваться только со сном. Как только малыш научится вставать в кроватке, стоит подстраховаться ради его безопасности: поднять бортики кровати, убрать из нее мягкие и подвесные игрушки и обязательно проверить ее устойчивость.
• Ближе к годовалому детскому возрасту соблюдайте ритуал засыпания, сделайте его частью любимую игрушку вашего ребенка, которая всегда будет с ним в кроватке и даст ощущение спокойствия и уверенности.Обычно всего этого достаточно, чтобы справиться с большей частью проблем детского сна. Однако если нарушения наблюдаются более месяца, стоит обратиться за профессиональной помощью. Своевременное лечение возникшей проблемы пройдет намного легче и быстрее, чем преодоление запущенного состояния.

5 советов психолога

( о подготовке детей к школе)

 
О болевых точках школьного образования можно говорить долго, но родители должны знать: очень многое зависит от них самих. Если они не сдаются, не опускают руки, а самостоятельно работают со своими детьми, то очень многого добиваются. В этой заметке я, детский психолог, постараюсь дать несколько конкретных рекомендаций, рассчитанных в основном на родителей дошкольников и младших школьников.
Людмила Ясюкова, школьный психолог, глава центра «Диагностика и развитие способностей»

Учим читать

Это нужно делать до школы, не надеясь на то, что в первом классе ребенка научат читать. Так было в советское время, но сейчас все иначе. Если ребенок приходит в школу нечитающим, то учителя, скорее всего, решат, что у него серьезные отклонения — так называемые дислексия и дисграфия (то есть нарушение способности к овладению навыком чтения и неспособность овладеть письмом: и то и другое бывает и при нормальном развитии интеллекта). Кончиться это может коррекционным классом.
Читать нужно учить зрительным методом! Это очень важно: именно зрительным, а не фонетическим, как это сейчас делают в детсадах. Лучше всего учить читать так, как учили нас самих — то есть с помощью картинок и подписей внизу. Дети видят картинку, видят, что написано, и переписывают либо выкладывают из кубиков. Очень рекомендую «кубики Зайцева» — уже с трех лет ребенок может играть с ними и при этом быстро научится читать.

Учим думать

С детьми дошкольного возраста обязательно нужно заниматься математикой. Не только для того чтобы в школе не возникло с ней проблем, но прежде всего потому, что занятия математикой учат мыслить систематично и правильно. То есть формируется логическое мышление, возникает понимание причинно-следственных связей, отношений между вещами. Недаром древние говорили, что математика — это гимнастика для ума.
Для занятий с дошкольником можно использовать пособие Л. Г. Петерсон или А. В. Белошистой. Еще есть комплекты «Интеллектика» А. З. Зака — тетради, ориентированные на разные возрасты, начиная с дошкольников и заканчивая шестым классом. Это не математика, но хорошие задачки на разные операции мышления (то есть обобщение, аналогия, сравнение...).
Имеет смысл почитать книги американца Глена Домана, они есть в русских переводах. Доман разработал программы обучения с самого раннего возраста чтению, математике, языкам, естественным и гуманитарным наукам. Также обратите внимание на челябинское издательство «Умница», оно издает комплекты по обучению чтению и математике, в Москве есть издательство «Умные игры» примерно такой же направленности.
Конечно, родители не должны воспринимать все это множество пособий некритически — всегда надо смотреть, подходит ли это именно вашему ребенку.

Развиваем

Дети дошкольного и младшего школьного возраста, как правило, любят животных, им интересно о них узнавать, интересна систематика — все эти роды, отряды, семейства, виды. Поэтому очень полезно читать с ними старую советскую большую детскую энциклопедию — лучше взять второе издание, зеленое. Можно еще использовать старые советские учебники биологии (до 1985 года).
Конечно, это касается и других детских интересов — географии, астрономии, истории, техники и так далее. По всем этим темам, к сожалению, нельзя пользоваться современными детскими энциклопедиями, в них много принципиальных ошибок, лучше пользоваться старой советсткой детской энциклопедией или учебниками, изданными до 1990 года.

Выбираем школу

Подбирать школу ребенку-первокласснику нужно загодя. Помимо прочих моментов, надо обращать внимание на то, по какой программе будут вестись занятия. Выбирать стоит обучающую программу Давыдова, но только классическую — не Давыдова и Эльконина. Математика должна преподаваться по Давыдову или по Петерсон, эти программы учат думать.
Я не рекомендую отдавать ребенка в школу, где обучение иностранному языку начинается с первого класса. Дело в том, что пока не сформированы зачатки понятийного мышления, при изучении языка начинает работать только ассоциативная память. В результате мышление блокируется, и это негативно сказывается на обучении другим предметам.
А вот углубленное изучение математики с первого класса — крайне полезно. Могу сослаться на опыт 61-й гимназии Петербурга, с которой я работаю вот уже 24 года.

Учимся вместе

Когда ребенка научили читать (зрительным методом!), то дальше желательно читать молча, потому что если он читает вслух — то не понимает, что читает, ведь озвучивание и осмысление — это две параллельные операции, а ребенок еще не умеет совершать их одновременно. Это не значит, что чтение вслух вообще противопоказано, на начальной стадии обучения чтению вполне можно что-то проговаривать, особенно если у ребенка преобладает аудиальное восприятие (т. е. он с легкостью воспринимает информацию на слух), но чем раньше он начнет читать про себя, тем лучше.
Если Вы хотите убедиться, что ребенок понял прочитанное, ему лучше всего задавать конкретные вопросы по тексту. Если не помнит — пусть прочитает снова. Чтобы у ребенка параллельно начало развиваться понятийное мышление, следует просить его одним предложением, своими словами сформулировать основную мысль абзаца, который он прочитал. Обычно любой текст состоит из абзацев, и каждый абзац — это всегда законченная мысль. Прочитал ребенок абзац — пусть выделит его смысл своими словами и одним предложением, но не повторяет фразы из текста. Таким образом, будет формироваться умение выделять главное, за словами видеть смысл.
Если у школьника есть проблемы с мышлением, если ему трудно учиться, то нужно не только делать вместе с ним домашние задания, но и объяснять наперед, о чем пойдет речь на следующем уроке. Иначе он не понимает объяснения учителя и «выключается». 



Комментариев нет:

Отправить комментарий