Имя как оракул
Цель: знакомство и сплочение участников тренинга.
Материалы: ручки и бумага.
Правила проведения игры: Участники рассаживаются по кругу. Каждый участник пишет на листе бумаги свое имя, из букв которого ему предстоит составить новые слова. Если в имени слишком мало букв (например, Ия) или из них по каким-то причинам невозможно составить несколько новых слов (допустим, среди членов группы есть «неудобные» имена Анна или Петр), участник должен записать свою фамилию. Составление новых слов из букв имени/фамилии – задание для разминки. Каждую букву можно использовать сколько угодно раз. С другой стороны, каждое новое слово необязательно должно состоять из всех имеющихся в имени/фамилии букв. Придуманные слова могут быть правильно написаны на каком-нибудь европейском языке или быть словами какого-то воображаемого языка.
Время на выполнение задания: 5 минут.
Спросите членов группы, сколько слов им удалось придумать. Пусть кто-нибудь из участников прочитает получившиеся слова. Этого достаточно для подготовки к замечательному эксперименту, который каждый проведет над своим именем. Для начала буквы имени (теперь фамилия не нужна) записываются в обратном порядке. Каждая буква – это начало слова, которое участнику предстоит придумать и записать. Последовательно прочитанные, эти слова могут нести важную информацию: некое напутствие для носителя имени. Оно может содействовать тому, что жизнь данного человека примет удачный оборот, потечет счастливо и продуктивно. Как звучит это пожелание?
Кто полагает, что его имя содержит слишком мало букв, имеет возможность попросить дополнительную букву у одного из членов группы. При этом нельзя требовать определенную букву, нужно принять именно ту, которую согласится «одолжить» другой участник. Когда все запросы относительно дополнительных букв будут удовлетворены, группа может приступить к работе. На выполнение задания отводится 5 минут. Теперь каждый участник называет себя, зачитывает группе свое перевернутое имя и получившееся напутствие.
Опасность
Цель: упражнение на сплочение коллектива.
Все прогуливаются по комнате, и кто-то выкрикивает фразу, сообщающую об опасности. «Внимание! На нас напали пещерные львы! (или что-либо другое)».
После сигнала опасности участники игры должны немедленно собраться в тесную группу, спрятав слабых в середину, а затем хором произнести фразу: «Дадим отпор пещерным львам (или др.)». Потом группа опять разбредается по комнате, и игра повторяется. Для успешного проведения игры необходимо чтобы фразы произносились именно так, как сказано в инструкции, и при этом с совершенно серьезным видом.
Солнце светит для тех, кто...
Цель: Эта игра способствует развитию чувства сплоченности.
Время проведения: 15 минут.
Этапы игры:
Группа усаживается в тесный кружок. Один из участников убирает свой стул, ставит его в стороне, а сам становится на середину круга.
Цель стоящего в центре – снова получить стул, на который можно сесть.
Человек в центре круга рассказывает что-нибудь о самом себе. Если сказанное справедливо по отношению к кому-либо из игроков, то он (или они) встает и меняется местами с говорившим.
Речь каждого выступающего начинается одной и той же фразой: «Солнце светит для каждого, кто...». Игра может начинаться с описания внешних атрибутов: «Солнце светит для каждого, кто носит голубые джинсы». Со временем игра может персонифицироваться, и тогда называются индивидуальные пристрастия и антипатии. («Солнце светит для каждого, кто... любит проводить отпуск на море... терпеть не может курильщиков... питается по-вегетариански...») Хорошо, если члены группы вспомнят как о сильных, так и о слабых сторонах человеческого характера, пристрастиях, недостатках, успехах и неудачах, профессиональных интересах, счастье и разочарованиях в любви, даже политических убеждениях.
Играйте до тех пор, пока члены группы сохраняют активность. Эта игра дает возможность получить в сжатые сроки богатейшую информацию, которая потом может быть переработана Вами.
Обсуждение игры:
Что стало для меня неожиданностью?
Чувствую ли я, что нашел достаточно «родственных душ»?
Радует ли меня, что между нами так много общего?
Вавилонская башня
Цель: используется в тренингах командообразования.
Материалы: цветные маркеры, флипчарт, заготовленные заранее индивидуальные задания.
Индивидуальные задания: кратко прописаны на отдельных листах, каждый лист является строго конфиденциальным для одного участника. Например, «Башня должна иметь 10 этажей» – листок с такой надписью вручается одному участнику, он не имеет права никому его показывать, обязан сделать так, чтобы нарисованная совместно башня имела именно 10 этажей! Второе задание: «Вся башня имеет коричневый контур» – это задание для следующего участника. «Над башней развивается синий флаг», «В башне всего 6 окон» и т.д.
Условия: участникам запрещено разговаривать и вообще как-нибудь использовать голос. Необходимо совместно нарисовать Вавилонскую башню. Для азарта подключается секундомер.
Упражнение «Молчанка»
Цель: развитие сотрудничества, налаживание психологического климата в группе.
Оборудование: лист А4, карандаши.
Правила проведения: Разбейтесь на пары и сядьте за стол рядом с партнёром. Теперь вы одна команда, которая должна нарисовать картину. Вам даётся один только карандаш. Вы должны по очереди рисовать одну картину, передавая, друг другу карандаш. В этой игре есть такое правило – нельзя разговаривать во время рисования. На рисунок вам отводится 5 минут.
Что ты нарисовал, работая в паре?
Сложно ли вам было рисовать молча?
Пришел ли ты к единому мнению со своим партнером?
Трудно ли тебе было оттого, что изображение постоянно менялось?
Многоножка
Цель: Разминка, сплочение, тренировка уверенного поведения при необходимости координировать свои действия с действиями других.
Описание упражнения: Участники делятся на 2-3 команды и выстраиваются в колонны. Каждый из них сгибает левую ногу и берется двумя руками за согнутую ногу стоящего впереди участника (в области голеностопного сустава). По команде ведущего колонны в таком виде начинают двигаться, между ними организуется соревнование на скорость перемещения.
Обсуждение: Участники обмениваются своими впечатлениями от игры и соображениями насчет того, кто внес наибольший вклад в победу.
Сквозь кольцо
Цель: Координация совместных действий, сплочение, тренировка уверенного поведения в ситуации, когда кому-то нужно выдвинуть идеи, взять на себя лидерские функции.
Описание упражнения: Участники стоят в шеренге, взявшись за руки, направляющий держит в свободной руке гимнастический обруч (можно заранее изготовить кольцо диаметром около
Обсуждение: Что помогало выполнить упражнение, а что, наоборот, препятствовало? Было ли задание выполнено в соответствии с каким-то планом, или каждый действовал по собственной инициативе? Как усовершенствовать способ передачи обруча?
Упражнение «Бумажные мячики» или «Снежки»
Материалы: Старые газеты или что-то подобное; клейкая лента, которая будет обозначать разделительную линию.
Ход упражнения: Все берут по большому листу газеты, как следует комкают его и делают хорошие, достаточно плотные мячики. Участники делятся на две команды, и каждая выстраивается в линию. Расстояние между командами должно составлять примерно
Упражнение «Сигнал»
Участники стоят по кругу, достаточно близко, и держатся за руки за спиной друг друга. Ведущий посылает сигнал в виде последовательности быстрых или более длинных, легких или сильных пожатий. Сигнал передается по кругу, пока не вернется к ведущему. В качестве усложнения можно посылать несколько сигналов одновременно, в одну или в разные стороны.
Посчитай
Командам выдается комплект небольших карточек с написанными на них цифрами. Задача – найти сумму всех чисел и назвать результат.
Что такое?
Командам раздаются карточки с названиями трех-четырех предметов. Задача для каждой команды: после краткого обсуждения задать присутствующим вопрос о предмете, не называя его, так, чтобы все остальные дали ответ. Например: «Что это такое?»
• Удобное сиденье с подставками для рук? (Кресло.)
• Жидкость, предназначенная для соединения деталей? (Клей.)
• Молоко, телефон, дождь.
• Хлеб, ножницы, луна.
• Жираф, ложка, снег.
• Удобное сиденье с подставками для рук? (Кресло.)
• Жидкость, предназначенная для соединения деталей? (Клей.)
• Молоко, телефон, дождь.
• Хлеб, ножницы, луна.
• Жираф, ложка, снег.
Русские писатели и поэты
На листах бумаги команды в течение двух-трех минут записывает имена русских писателей и поэтов. Затем листы сверяются методом исключения. Выигрывают те, у кого фамилий останется больше.
Мастера пантомимы
Игрок одной команды для своих соперников должен, используя мимику, жесты и не произнося ни звука, изобразить заданное животное так, чтобы все догадались, кто это.
Люди – к людям
После произнесения ведущим фразы «Люди – к людям» играющие распределяются по парам. Затем играющие выполняют все команды ведущего (типа «ухо – к плечу», «правая нога – к левой руке» и т. п.).
После произнесения ведущим фразы «Люди – к людям» играющие должны перераспределиться по парам. Цель ведущего – найти себе замену. Тот, кто остался без пары, становится ведущим.
После произнесения ведущим фразы «Люди – к людям» играющие должны перераспределиться по парам. Цель ведущего – найти себе замену. Тот, кто остался без пары, становится ведущим.
Веселый счет
Для проведения этого конкурса заранее заготавливается комплект карточек с цифрами от 0 до 9 на каждую команду. Команды выстраиваются в шеренгу напротив ведущего, перед которым стоят по два стула. Каждый игрок получает карточку с одной из цифр.
После того как ведущий для команд зачитает пример, игроки с цифрами, составляющими результат, выбегают к ведущему и садятся на стулья так, чтобы можно было прочитать ответ.
Допустим, это был пример: 32 + 4. На стулья рядом с ведущим должны сесть ребята, у которых в руках карточки с цифрами 3 и 6, так как сумма 32 и 4 равна 36. Команда, у которой получилось сделать это быстро и правильно, зарабатывает очко. Счет идет до пяти очков.
После того как ведущий для команд зачитает пример, игроки с цифрами, составляющими результат, выбегают к ведущему и садятся на стулья так, чтобы можно было прочитать ответ.
Допустим, это был пример: 32 + 4. На стулья рядом с ведущим должны сесть ребята, у которых в руках карточки с цифрами 3 и 6, так как сумма 32 и 4 равна 36. Команда, у которой получилось сделать это быстро и правильно, зарабатывает очко. Счет идет до пяти очков.
Кто быстрее?
Команда выполняет задания быстро и четко.
1-й вариант. Постройте, используя всех игроков команды:
• квадрат;
• треугольник;
• круг;
• ромб;
• букву;
• птичий косяк.
2-й вариант. Построиться в шеренгу по:
• росту;
•· цвету волос;
• алфавиту имен;
• размеру ноги.
1-й вариант. Постройте, используя всех игроков команды:
• квадрат;
• треугольник;
• круг;
• ромб;
• букву;
• птичий косяк.
2-й вариант. Построиться в шеренгу по:
• росту;
•· цвету волос;
• алфавиту имен;
• размеру ноги.
Игры на выявление лидера
Игры на выявление лидера помогают в первые же дни знакомства определить наиболее активных детей. Впоследствии они могут стать отличными помощниками вожатого. Вожатый только дает задание и наблюдает за процессом его выполнения, дети все делают сами. В играх лидеры стараются руководить общим процессом.
Задания:
• построиться по признаку (росту, цвету глаз, алфавиту имен и т. д.);
• молча, не договариваясь, должно встать определенное количество человек (лидеры будут всегда вставать);
• построить машину из участников: каждый человек должен быть какой-то частью машины;
• хором сказать одно слово (в качестве усложнения можно потребовать хором сказать одно слово, не договариваясь);
• собрать экипаж, то есть выбрать капитана, штурмана, старшего помощника и т. д., «зайцев», пассажиров;
• взявшись за руки, выстроить квадрат, круг, треугольник и т. д.
• построиться по признаку (росту, цвету глаз, алфавиту имен и т. д.);
• молча, не договариваясь, должно встать определенное количество человек (лидеры будут всегда вставать);
• построить машину из участников: каждый человек должен быть какой-то частью машины;
• хором сказать одно слово (в качестве усложнения можно потребовать хором сказать одно слово, не договариваясь);
• собрать экипаж, то есть выбрать капитана, штурмана, старшего помощника и т. д., «зайцев», пассажиров;
• взявшись за руки, выстроить квадрат, круг, треугольник и т. д.
Эстафета хороших известий
(Игра для детей, с 6 лет).
Цели: Нередко в начале учебного года (или недели) дети не могут сосредоточиться, а их мысли блуждают где-то далеко. Этой разогревающей игрой можно начинать любой день (неделю), легко мобилизуя внимание детей. Она помогает сосредоточиться на конкретном вопросе и получить от этого удовольствие. Вы можете предлагать темы для обмена новостями, задавая исходный вопрос, не забывая при этом , что вопрос всегда должен быть позитивно окрашен.
Материалы: Теннисный мячик.
Инструкция: Я хочу, чтобы каждый из вас рассказал нам сейчас о чем-нибудь приятном, что случилось с ним вчера (на прошлой неделе). Причем, пока вы говорите, мячик находится у вас в руках. Когда вы закончите рассказывать, передайте эстафету рядом сидящему.
Проследите за тем, чтобы никто из ребят не был пропущен, и, если группа большая, чтобы они не говорили слишком долго.
Варианты вопросов:
- Кто за последнее время тебя больше всего порадовал?
- От кого вы за последнее время слышали что-нибудь интересное?
- Кем ты сейчас восхищаешься?
- Какую проблему тебе удалось недавно решить?
- Какую особенно красивую мелодию довелось тебе услышать в последнее время? Эту разогревающую игру вы можете связать и с учебной программой: «Расскажи, что тебе больше всего понравилось из того, что мы изучали на прошлой неделе?
Прочисти мозги (с 10 лет).
Цели: Предлагаемый здесь комический ритуал разом решает несколько различных задач:- создает веселое настроение в классе
- дает детям возможность немного подвигаться.
- создает в группе то замечательное единство, которое легко возникает во время совместной физической деятельности ее участников.
Инструкция: Все ненадолго встаньте и немного потянитесь. Прямо сейчас все вместе совершим особый ритуал. Этот ритуал должен помочь нам удалить всю пыль, которая накопилась в глубинах нашего ума. Вытянитесь вверх, как будто вы хотите достать до потолка, потянитесь во все стороны, раскинув руки как можно шире, и напрягите все свои мышцы! Теперь встаньте так, чтобы ваши ступни находились на некотором расстоянии друг от друга, и держите руки примерно в 20 сантиметрах от ушей. Представьте себе, что вы держите в руках золотую нить, которая входит в одно ухо, проходит сквозь голову и выходит из другого уха. У вас это получилось! Теперь начинайте тянуть нить туда-сюда от одного уха к другому…Оглянитесь вокруг и смотрите, как мы делаем то же самое. Теперь давайте делать это в одном и том же ритме. Готовы? Раз-два, раз – два! Влево-вправо, влево-вправо! Знаете кто вы сейчас? Вы-умственные трубочисты. Вы прочистили содержимое ваших голов, так что огонь вашего познания может теперь гореть ярким светом, и вы снова готовы к новым открытиям.
Кнут и пряник (Игра с 8 лет).
Цели:Здесь группа получает возможность задуматься над вопросом, касающимся отношения к нарушению правил. При этом игра предоставляет простор для выражения самых разных индивидуальных позиций.
Материал: Бумага и карандаш каждому ребенку.
Инструкция: Представьте себе, что Любовь Ивановна Милосердова – это очень терпеливая и милая учительница. Она никогда не наказывает своих учеников. Она считает наказания вредными и ненужными. В отличие от нее, Варвара Львовна Крутова – учительница очень строгая, и за малейшее нарушение она сразу назначает наказание. Она верит, что ученики лучше придерживаются правил , если знают, что в противном случае им придется иметь дело с неприятными для них последствиями.
Мы все отличаемся друг от друга. Можете ли вы мне сказать, какая учительница вам нравится больше: Любовь Ивановна или Варвара Карловна? Почему? А может ли школьный учитель быть по отношению к своим ученикам всегда только строгим или только добрым? Почему?
Я сейчас поставлю в ряд десять стульев. Предположим, что на первом стуле, крайнем слева, сидит Любовь Ивановна - воплощение доброты и терпения. А последний, десятый, стул, крайний справа, занимает Варвара Львовна – образец строгости и дисциплины. Перед вами – своеобразная шкала, показывающая различные типы обращения учителя со своими учениками. Крайние места занимают Любовь Ивановна и Варвара Львовна. Строгость Строгость на этой шкале возрастает слева на право , а доброта – справа налево. Вам понятно? А сейчас вам надо будет показать мне, какого типа обращение было бы для каждого из вас наиболее предпочтительным. (Когда дети подойдут к выбранным стульям, дайте им возможность сказать, почему они хотели бы видеть по отношению к себе именно такую меру строгости или снисходительности. Если хотите, поинтересуйтесь, какой стул, по мнению детей, наиболее подходит Вам.)
А теперь снова возвращайтесь на свои места. Сейчас мы мысленно перенесемся на много лет вперед, в будущее…
Представьте себе, что вы уже взрослые, и у вас есть свои дети, или кто – то из вас стал учителем, и сам работает в школе. Так вот, ваши дети или ученики не делают того, о чем вы их просите… Придумайте и запишите серьезную или шуточную историю о том, что может произойти в этом случае. Или просто изобразите все это на рисунке. Возможно, вам захочется показать два разных варианта того, что вы будете делать в такой ситуации. Попытайтесь изобразить как хороший, так и плохой вариант.
Анализ упражнения:
- Какие правила ты должен обязательно соблюдать дома?
- Что делают твои родители, когда ты нарушаешь какие то важные правила
или взаимные договоренности?
- Извиняешься ли ты, нарушая правила?
- Каковы наиболее важные правила нашего класса?
- Какое из правил класса является самым важным для тебя?
- Что может произойти, когда твои знакомые нарушают правила уличного движения?
- Какое из правил уличного движения наиболее важно для тебя?
- Что ты делаешь для того, чтобы побудить других людей соблюдать правила?
Комментариев нет:
Отправить комментарий