среда, 23 апреля 2014 г.

Играем дома

Домашний игровой уголок дошкольника

На подступах к дошкольному возрасту (когда ребенку исполняется два года ) возникает необходимость в ослаблении тесной связки с близким взрослым, в формировании сосредоточенности на самостоятельных занятиях.
Иначе говоря, приходит время, когда вездесущего ребенка надо «собрать». Развивающая среда должна отделиться от домашней обстановки в целом, сконцентрироваться в особом пространстве, где ничто не помешает ребенку заниматься своим делом, а он сам не будет мешать взрослым. Это значит – пора организовать игровой уголок.
Игровой уголок – это личное пространство ребенка, где он имеет возможность свободно действовать. Как его устроить, чтобы ребенку было удобно и он мог полноценно развиваться?
Прежде всего, для игрового уголка понадобится детский стол – простой, незатейливый, с ровной деревянной поверхностью (однотонной, без рисунков), достаточно большой(50х70см) для свободного размещения настольной игры, бумаги для рисования, конструктора и т.п. Нужны два детских стула.
Стол надо разместить таким образом, чтобы  было удобно действовать сидя, и стоя со свободным подходом к любой стороне.
Обязательные элементы игрового уголка – открытый низкий стеллаж  или этажерка, несколько больших емкостей для игрового материала. Необходимо также предусмотреть свободное место на полу, где ребенок сможет расставить игрушечную мебель, возвести постройку из кубиков. Эту «напольную» часть игрового уголка целесообразно обозначить ковриком.
Оформленный таким образом уголок занимает немного места и при этом позволяет сконцентрировать материал для детских занятий. Ребенок получает личное пространство и личные вещи, которыми он свободно распоряжается сам (это важно для развития самостоятельности и личностной зрелости), а взрослый освобождается от лишних хлопот.
Наличие игрового уголка противовес неистребимой тяге многих родителей к гиперопеке, к стремлению держать ребенка в зависимости от своей воли и настроения.
Само название «игровой уголок» условно, ведь он должен вмещать в себя материалы не только для игры, но и для «родственных» ей видов деятельности ребенка.
«Играть, создавать, исследовать» -  вот девиз, под которым происходит развитие дошкольника. Этот девиз объединяет игру (сюжетную и игру с правилами), продуктивную деятельность (рисование, лепку, конструирования), исследовательскую деятельность (сравнение, сопоставление, классификация, установление пространственных, причинных, временных связей между явлениями окружающего мира).                                                                                                              
Для игрового уголка нужно не так уж много. Для всех этих видов деятельности, развивающих дошкольника, в истории человеческого общества изобретались и отбирались наиболее подходящие материалы.
В результате такого культурного отбора определились некоторые стержневые материалы, которые обеспечивают сразу несколько видов деятельности на протяжении всего возрастного диапазона.
Чтобы игровой материал стимулировал развитие ребенка, необходимо в 4 – 5 лет пополнить игровой уголок материалами, также имеющими универсальное значение.
Для сюжетной игры это настольные макеты: кукольный дом или крепость с мелкими игрушками. Эти игрушки открывают возможности для творческой игры.
Для конструирования надо обзавестись конструктором «Лего».
Для исследовательской деятельности понадобятся разнообразные наборы сюжетных картинок, лото со сложным содержанием, а также должны появиться материалы для освоения письменной речи и счета: магнитная азбука, касса букв и цифр, развивающая математическая тетрадь.
Следует контролировать появление лишних игрушек. Надо иметь ввиду, что избыток игрушек плохо сказывается на развитии ребенка. Необходима оптимально насыщенная предметная среда, стимулирующая разнообразные занятия дошкольника и в то же время не пресыщающая его, а толкающая на путь творчества, изобретательности.
Оборудуя игровой уголок, нужно стараться с самого начала смотреть в перспективу: при покупке игрушек для маленького ребенка ориентироваться на то, что часть из них будет «долгосрочной », перейдет в следующий возраст.
Если у ребенка есть своя комната, можно дополнить игровой уголок материалами и оборудованием для развития двигательной активности: набором кеглей, скакалкой, мячами разных размеров.
Главное, надо помнить, что игровой уголок – личное пространство ребенка, которым он владеет полностью. Возможность управления своими вещами способствует формированию у ребенка волевого усилия, самостоятельности и ответственности.
«Универсальные» материалы, наполняющие игровой уголок, очень важны для развития дошкольника. Время от времени уголок должен становиться пространством сотрудничества взрослого и ребенка.
Любая игрушка должна быть эстетичной, безопасной, развлекать ребенка. Поэтому при подборе игрушек следует руководствоваться соображениями их полезности для развития ребенка.
Подбирать игрушки для ребенка следует, исходя из следующих принципов:
1.     игрушки должны обеспечить возможность развернуть полноценную игру
2.     игрушки должны соответствовать возрастным особенностям игровой деятельности
3.     игрушки должны соотноситься с полом ребенка.






























































































































































































































































 
   









  

Комментариев нет:

Отправить комментарий