Идем в школу

Готовность к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания и обучения ребенка в детском саду и в семье.
Поговорим об основных компонентах готовности ребенка к школе.
Первый компонент – мотивационная готовность (выстраивание на доске элемента пирамиды) – включает в себя стремление ребенка идти в школу, его интерес к школе, желание познавать новое. Чтобы определить, на сколько она развита у дошкольника, можно задать ребенку несколько вопросов типа:
- «Хочешь ли ты идти в школу?»
- «Что в школе самое важное, самое интересное?»
- «Если бы ты не ходил в детский сад, чем бы ты занимался дома?»

Ответы на эти вопросы помогут понять характер представлений детей о школе, наличие интереса к ней. Можно провести с детьми игровой тест, с целью выявления основных стремлений и предпочитаемых видов деятельности.

Вы бросаете ребенку мяч, проговаривая начало предложения, ребенок должен бросить мяч обратно, завершив предложение, по-своему усмотрению.
   Ответы детей должны быть связаны с будущим обучением в школе.                  Вопросы: 
  • Я стараюсь…                
  • Я больше всего хочу…
  • Я думаю о том, что…
  • Я мечтаю…
  • Я хочу…                        и др.

            После этого теста можно определить сформирована ли мотивационная готовность у ребенка или серьезно стоит подумать о её формировании.
         Желание учиться – это очень важный компонент. 

             Второй компонент – волевая готовность (выстраивание пирамиды). У ребенка должен быть сформирован комплекс волевых качеств, без наличия которых он не сможет длительное время выполнять задание учителя, не отвлекаться на уроке, доводить дело до конца.
  Для развития и совершенствования у ребенка произвольной саморегуляции эффективно использовать конструирование.
           Ребенку предлагается образец, по которому он должен построить из кубиков дом, по окончанию сборки ребенок сверяет постройку с образцом (демонстрация психологом).
           На развитие произвольности также эффективно влияет «Графический диктант»: ребенку предлагается образец  геометрического узора, который он должен воспроизвести на своём листке или выполняются команды на слух с указанием числа клеток и их направление.
           Ребенок, поступая в первый класс, как правило, приходит в незнакомый коллектив. Ему придется наряду с освоением новой для него роли ученика определиться в системе взаимоотношений детей класса, найти своё место в нём. Здесь, зачастую скрываются подводные камни, мешающие первокласснику быстро адаптироваться к школе.
            Качества, от которых зависит умение семилетнего человека вступать во взаимоотношения со сверстниками, относятся к следующему компоненту – социально-психологической готовности к школе (выстраивание пирамиды).
Применяются упражнения на сплочение: (проделываются с родителями)
                     «Рукавички»
Каждому участнику раздается по рукавички и предлагается найти свою пару, рукавичку с точно таким же рисунком.
                     «Если бы я был королём»
Участники сидят по кругу, а психолог рассказывает:
- Вы знаете о том, что короли могут все? Давайте представим себе, что бы вы подарили своему соседу, если бы были королем? Придумали? Тогда пусть каждый из вас по кругу скажет, какой подарок он бы сделал; начинайте со слов: «Если б я был королем, я подарил бы Вам…» придумывайте такие подарки, которые по-настоящему обрадовали бы вашего соседа. Да, и не забудьте поблагодарить короля за подарок!»
            Итак, психологическая готовность к школьному обучению является основополагающей и не может оцениваться лишь по тому, умеет ли малыш читать или писать. Существует множество доступных способов определения психологической готовности, которыми  можно воспользоваться, чтобы своевременно и правильно подготовить ребенка к обучению.
            Очень важна для успешного обучения в школе умственная готовность (пирамида), включающая развитость восприятия, наблюдательности, памяти, мышления, сформированность представлений о животном и растительном мире, о пространстве и времени.
            Для выяснения, на сколько развита память, прочитайте ребёнку 10 слов (мышь, снег, мяч, шум, слон, сын, весна, кот, стол, рак), а затем попросите его повторить прочитанное.
Проследите, умеет ли ребенок делать выводы.
           Нарисуйте план комнаты, спрячьте игрушку и попросите ребенка найти её, указав место на плане.
            Если малыш справляется с такими заданиями, значит, его мышление соответствует норме.

                                              *       *       *       *      *       *       *


ГОТОВ ЛИ ТЫ К ШКОЛЕ
Тестовые задания для проверки знаний детей  (5 - 7 лет)
  



















Комментариев нет:

Отправить комментарий