Возрастные особенности детей

Возрастные особенности детей от 0 - 14 лет

Возрастные особенности детей 0 – 3 лет
Физические
  1. Ребёнок в этом возрасте учиться сидеть, ползать, ходить, бегать.
  2. Много спит (16-18 часов). Быстро утомляется. В течении дня 2-3 раза спит. Часто кушает.
  3. Внимание неустойчивое.
Предлагаем
  1. Находиться рядом и помогать ребёнку познавать мир. Игра простыми игрушками и играми.
  2. Кормление и сон стараться выполнять по определённому расписанию
  3. Использовать яркие простые игрушки, пособия. Деятельность: игры, музыка, кормление, сон.
Умственные
  1. Язык состоит из плача, лепета, слов и речи. Словарный запас слов примерно 300-500 слов. (Начинает говорить короткими предложениями)
  2. Подражает мимике, звукам, любопытен, память очень активна.
  3. Продолжительность внимания – 3-4 мин. Впитывает все детали.
  4. Учится посредством 5 органов чувств.
Предлагаем
  1. Обучение от простых слов к более сложным.
  2. Обучать лицом к лицу, показывать картинку и рассказывать простые сказки, истории.
  3. Рассказывать доступным для детей языком, не долго. Улыбаться, хвалить, любить.
  4. Давать возможность подумать, попробовать руками, рассмотреть послушать.
Эмоциональные
  • Очень эмоционален: пугается, выражает интерес, отвращение, горе, злость, удивление, радость.
  • Стесняется незнакомого человека. Ревнует к новому ребёнку.
  • Боится громких и внезапных звуков, особенно незнакомых.
  • Реагирует на указания, но необходимо подталкивать к действиям.
Предлагаем:
  • Помогать и направлять к выражению положительных эмоций. Давать ребёнку любовь, защиту и понимание.
  • Объяснять и показывать, что «хорошо», а что «плохо».
  • Успокаивать ребёнка во всех действиях, помогать постигать новое, молиться за него.
  • Поощрять, одобрять во всех действиях, помогать постигать новое.
Социальные
  • Прислушивается к словам, накапливает словарный запас, запас звуков и жестов.
  • Играет в простые игры. Нравятся компании, но любит играть в одиночку.
  • Обожает внимание, реагирует на похвалу, привлекает внимание к себе.
  • Не любит делиться игрушками, проявляет самостоятельность.
Предлагаем:
  • Обучение через общение, переход от звуков к словам и названию предметов.
  • Использовать игры для обучения ребёнка и его развития, развивать чувство коллективизма.
  • Уделять больше внимания, хвалить ободрять, любить.
  • Объяснять, что плохо, а что хорошо. Поощрять к добрым делам. Поощрять самостоятельность.

Возрастные особенности детей 3 – 6 лет

Физические
1. Главное занятие – игра. Ребенок учится через игру. Нуждается в движении.
2. Быстро утомляется. Слабо развиты мелкие мышцы кисти руки, мышцы глаз.
3. Начинает осознавать половые различия.
4. Внимание не превышает 5-10 минут. Желает слушать повторно один и тот же рассказ.
5. Внимание неустойчивое, легко переключается.
Предлагаем:
1. Обучать в игре. Подбирать игровые песни.
2. Чередовать активные и спокойные занятия.
3. Правильно отвечать на вопросы по поводу половых различий.
4. Рассказы и уроки должны быть короткими, но они могут повторяться на следующих занятиях.
5. Использовать яркие пособия, игрушки; ребенок будет внимательным более 10 минут, а затем – смена пособий и видов деятельности, после рассказа – физ. минутка, песня.
Умственные
1. Делает открытия через вопросы. Задает около 60-70 вопросов в день. Может повторить один и тот же вопрос много раз.
2. Формирование пассивного и активного словаря. Словарный запас примерно 500 -1500 слов. Играет со словом, изучает его. Значение многих слов еще не понимает. Не понимает абстракций.
3. Представления ребенка о времени, пространстве и числах довольно ограничены. Задает много вопросов по этому поводу.
4. Обладает огромной любознательностью и воображением. Игрушки для него живые.
5. Все больше и больше понимает смысл библейских рассказов, а также значение и практическое применение библейских понятий в жизни.
6. Ребенок уже может запомнить небольшие стихи, песни, золотые стишки. Однако, память кратковременная, ее объем невелик. Быстро забывает.
Предлагаем:
1. Обучение через вопросы. Отвечать на вопросы кратко и честно.
2. Следует формировать все стороны речевой деятельности. Избегать абстрактных понятий. Объяснять незнакомые слова.
3. Учитывать при подготовке библейского рассказа представления ребенка о времени
4. Научите ребенка быть правдивым. Помогите ребенку сказать правду: «То была не настоящая история, не так ли? А теперь расскажи мне, что произошло на самом деле. Ты можешь вспомнить, как это было?»
5. Рассказывайте библейские истории о детях, о детях из других стран, их жизни, обычаях, духовных нуждах.
6. Перед заучиванием библейского стиха объяснить духовную истину так, чтобы это касалось их повседневной жизни.
Эмоциональные
1. Ребенок учится управлять собой. Эмоционально нестабилен.
2. Может быть очень боязливым. Боится темноты, чужих людей и т.д.
3. Эмоции неустойчивые, кратковременные.
4. Использует весь набор чувств (слух, зрение, обоняние, осязание, вкус).
5. Ребенок часто демонстрирует ревность, особенно, когда в доме появляется другой малыш.
Предлагаем:
1. Быть терпеливым к ребенку, относиться к нему с любовью, говорить ему слова любви.
2. Будьте осторожны, рассказывая детям о Божьем суде, о втором пришествии.
3. Легко переключить эмоции ребенка, если вызвать сильный интерес к чему-то.
4. Используйте чувства в ознакомлении с истинами Библии. Пусть ребенок попробует опресноки, обоняет благовония, услышит звук рога шофера, потрогает лист растения.
5. Подготовьте ребенка к появлению малыша в доме, позвольте помогать, заботиться о нем.
Социальные
1. Ребенок любит и хочет угождать. Ему нравится быть с детьми его собственного возраста в детском саду, в воскресной школе, с соседями. Он может хорошо с ними общаться.
2. Может быть застенчив с теми, кто ему незнаком.
3. Слабый элемент соревновательности
4. Стремление к труду в этом возрасте сильное.
5. Сильное чувство «я» и «мое», маленькие «жадины».
6. Нуждается в постоянном поощрении, похвале.
7. Доверчив, абсолютный авторитет взрослого, легко поддаётся внушению.
Предлагаем:
1. Формировать правильные отношения между детьми и взрослыми.
2. Помочь ребенку познакомиться и подружить его с другими детьми.
3. Во время игры не разбивать на команды.
4. Использовать форму поручений – индивидуальных, групповых (в труде, обучении, как в семье, так и в лагере, детском саду). Поручения должны быть по силам.
5. Учите на примерах Библии доброте, жертвенности.
6. Благодарите, поощряйте, хвалите при всяком удобном случае.
7. Учите детей на хороших примерах, но старайтесь не сравнивать детей, знакомых друг другу. Это вызывает зависть и ревность.

Возрастные особенности детей 7 – 8 лет

Физические
1. Дети этого возраста очень подвижны, энергичны. Ребенок растет очень быстро, но его рост неравномерен. Так как сердце не растет в пропорции с его телом, он не может вынести длительные периоды напряженной деятельности.
2. Ребенок может сосредоточить свое внимание на 15 минут. Но его произвольное внимание не прочно: если появляется что-то интересное, то внимание переключается. Активно реагирует на все новое, яркое.
3. Любит слушать речь взрослого, но необходимо учитывать, что порог слышимости и острота слуха еще не достигли своих наибольших величин (это произойдет в подростковом возрасте).
Предлагаем:
1. Необходимы периоды отдыха, спокойные игры, рисование, ручной труд.
2. Наибольшее значение имеет не словесное объяснение, а показ: яркая картина или слайд, действие. Это запоминается гораздо сильнее.
3. Важно следить за своей речью: «не глотать окончания», четко произносить все звуки, быть точным в эмоциональной окраске, а главное – помнить о том, чтобы темп речи был доступен и понятен.
Интеллектуальные
1. Ребенок живет, в основном, настоящим. У него ограниченное понимание времени, пространства и чисел.
2. Наши слова ребенок может понимать буквально. Затруднено понимание абстрактных слов и понятий.
3. Любит задавать вопросы: «Почему?», «А правда ли это?»
4. Ребенок хорошо запоминает факты, сведения, стихи. Прекрасный возраст для заучивания наизусть. Более легко запоминает слова, чем мысли.
5. Особенно хорошо запоминает то, что чем-то мотивировано, значимо.
Предлагаем:
1. Постараться приблизить библейский рассказ к нынешнему дню. Дать почувствовать исторический фон Библии, где реальные люди решают свои жизненные проблемы. Пусть дети как бы проживут несколько тогдашних лет, пройдут тогдашними дорогами, станут участниками тогдашних драм. Показать, как близки те проблемы нам, живущим сегодня.
2. Приблизить язык к разговорному. Избегать слов с двойным смыслом, предпочитать простые слова. Объяснять значение трудных слов. Избегать длинных, запутанных предложений.
3. Необходимо быть хорошо подготовленным. Давать ответы на вопросы либо путем личного исследования, либо помогая ребенку самостоятельно найти ответ с помощью наводящих вопросов.
4. Заучивать каждый раз что-то одно новое (библейский стих, песню, имена библейских героев и т.д.). При этом постоянно повторять пройденное.
5. Обязательно применять библейскую историю в жизни детей.
Эмоциональные
1. Начинает развиваться система оценок, но эмоции часто заслоняют объективность оценки. Авторитет взрослого еще так велик, что нередко собственную оценку заслоняет оценка взрослого.
2. Достаточно хорошо может оценить и предвидеть предполагаемую реакцию взрослого. Прекрасно знает, когда и с кем что можно позволить.
3. Ребенок нуждается в любви и опеке.
4. Старается помочь маме по дому и учителям.
Предлагаем:
1. Помогайте ребенку правильно оценивать себя, свои качества, свои возможности, успехи и неудачи. Показывайте не столько его неудачи и трудности (это ребенок видит и ощущает сам), сколько помогите ребенку увидеть свои возможности, пусть еще не реализованные: создайте условия, в которых он сможет поверить в себя, в свои силы.
2. Будьте постоянными в своих требованиях. Ребенок должен знать, чего от него ждут – ведь, как правило, ему очень нравится быть «хорошим».
3. Не скрывайте свою любовь. Щедро выплескивайте ее детям, обнимайте их: руки – проводник тепла.
4. Постарайтесь, чтобы каждый имел свои маленькие обязанности. Дайте понять детям, что их помощь нужна вам.
Социальные
1. Дети этого возраста дружелюбны. Им нравится быть вместе и участвовать в групповой деятельности и в играх. Это дает каждому ребенку чувство уверенности в себе, так как его личные неудачи и недостатки навыков не так заметны на общем фоне. Нравится заниматься изготовлением поделок, но чаще ребенок трудится лучше в начале, чем при завершении этого труда. Мальчикам больше нравятся энергичные игры, но они могут поиграть и с игрушками вместе с девочками.2. Ребенок гордится своей семьей, желает быть с семьей.
Предлагаем:
1. Постарайтесь, чтобы каждому ребенку нашлось место в игре или в труде. Чтобы раскрылись его сильные стороны и незаметными оказались слабости и неумение. Изготовление поделок заканчивайте на этом же занятии.
2. Планируйте совместные мероприятия всей семьей. Просите рассказать о родителях, братьях, сестрах.

Возрастные особенности детей 9 – 10 лет

Физические
1. Ребенок этого возраста очень активен. Любит приключения , физические упражнения, игры.
2. Может пренебрегать своим внешним видом.
Предлагаем:
1. Использовать прогулки, поездки, лагеря для преподавания духовных истин.
2. Обучать ребенка личной гигиене, уходу за своей одеждой, комнатой, приучать к пунктуальности.
Интеллектуальные
1. Нравится исследовать все, что незнакомо.
2. Понимает законы последовательности и последствия. Имеет хорошее историческое и хронологическое чувство времени, пространства, расстояния.
3. Хорошо мыслит и его понимание абстрактного растет.
4. Нравится делать коллекции. Собирает все, что угодно. Для него главное не качество, а количество.
5. «Золотой возраст памяти»
Предлагаем:
1. Обучение через исследование. Задавайте свои «почему?»
2. Идти дальше поверхностных фактов, излагать библейскую историю с событиями и именами.
3. Поставить вопросы, ответы на которые ребенок сможет найти самостоятельно . Показать, как найти ответы в Симфонии и в Библии. Может понять причину необходимости спасения и то, как суд Божий свершился на Голгофе.
4. Предложить делать коллекции на христианскую тему.
5. Научить ребенка знать и любить Библию как Книгу книг. Поощрять к запоминанию как можно большего количества отрывков из Слова Божьего. Он может знать основное деление Библии, библейскую географию и историю. Иметь хорошее представление о хронологической последовательности событий в Божьем Слове.
Эмоциональные
1. Резко выражает свои чувства. Сначала говорит, а потом думает.
2. Свободно выражает свои эмоции. Эмоционально быстро включается в споры.
3. Начинает развиваться чувство юмора. Желает рассказывать смешные истории.
4. Скрытые страхи. Ему хотелось бы выглядеть бесстрашным.
Предлагаем:
1. Учить самоконтролю: когда быть серьезным и спокойным, а когда быть веселым.
2. Учить терпимости и самоконтролю. Рассматривать все факты до принятия решения. Учить уважать права и чувства других людей.
3. Научить смеяться над собой. Не произносить тех шуток, которые будут оскорблять других людей.
4. Учить свободе от страха, о Божьей силе и защите. Вместе молиться о конкретных проблемах.
Социальные
Ребенок начинает быть самостоятельным. Приспосабливается к обществу вне семейного круга. Ищет группу ровесников того же пола, т.к. для девочек мальчики «слишком шумны и буйны», а для мальчиков девочки «слишком глупы».
Предлагаем:
Учить дружелюбию. Поощрять ребёнка не занимать позиции «я свят для тебя» (Ис.65:5), не изолировать себя от сверстников. Помочь спасенным детям через молитву и понимание отстоять Христа в своей жизни и развиться в любящую, открытую личность. Это поможет им подружиться как с верующими, так и с неверующими.

Возрастные особенности детей 11 – 14 лет

Физические
1. Рост в этом возрасте не только быстрый, но и неравномерный. Поэтому часто чувствует себя усталым, неуклюжим. Думает, что привлекает всеобщее внимание, чувствует себя неловко.
2. Начинают появляться признаки полового созревания. Проявляет интерес к противоположному полу. У девочек это проявляется раньше.
3. Девочки обычно выглядят старше мальчиков.
4. Большинство обладает большим аппетитом.
5. Иногда может казаться ленивым (естественный способ защиты его организма от чрезмерного напряжения).
Предлагаем:
1. Подросток нуждается в особом типе взрослого человека, с которым он может общаться, который будет понимать его, даже когда подросток сам не понимает себя, который будет любить его и проявлять терпимость, даже когда кажется, что его больше никто не любит.
2. Необходимо дать правильные знания об этом. Правильное христианское понятие о семье. При этом такие беседы проводить отдельно с мальчиками и отдельно с девочками.
3. Старайтесь чаще прибегать к их помощи, привлекать их к работе с малышами, поднимать их значимость. Обеспечьте их занятость в воскресной школе.
4. Раскрыть библейское понятие о посте и молитве, говорить о теле, как Божьем сосуде.
5. Четкий режим дня, включающий чтение Библии и молитву – важнейшая часть жизни подростка.
Интеллектуальные
1. Происходят изменения в мышлении. Требует фактов и доказательств. Он больше не принимает с готовностью все, что ему говорят, и подвергает все критике. Особенно критичен к авторитетам. Не любит разделять одинаковые убеждения с другими. Для него трудно принять те соображения, которые идут вразрез с его желаниями.
2. Начинает мыслить абстрактно, но обычно находит всему только крайние «контрастные» объяснения. Либо видит всё в чёрном, либо в белом цвете.
3. Возрастает способность к логическому мышлению.
4. Способен к сложному восприятию времени и пространства.
5. Способен к проявлению творческого воображения и творческой деятельности.
6. Способен прогнозировать последствия своих поступков.
7. Обладает развитым навыком чтения.
Предлагаем:
1. Снабдить его необходимыми материалами, которые помогут ему доказать себе самому те истины, в которых он сомневается. Не пугаться сильно, если подросток выражает сильную критику, особенно в адрес тех, кто больше всего о нём заботится.
2. Рассказывай и свидетельствуй о жизни Иисуса Христа, о Боге, о Духе Святом. Говори о радости спасённого грешника и верующего человека.
3. Давай побольше «пищи» для размышления.
4. Постоянно утверждай авторитет и силу Слова Божьего во все времена и во всём мире.
5. Поощряй творческую деятельность, показывай нужду в его помощи, но не перегружай.
6. Учи отвечать честно за свои поступки, сам умей признавать неправду в себе
7. Практикуй постоянное чтение Библии, говори о важности и необходимости изучения Писания. Побуждай к качественному и вдумчивому чтению.
Эмоциональные
1. Резкая смена настроения в соответствии с его физическим состоянием.
2. Часто проявляет вспыльчивость. Способен проявить сдержанность, когда находит это нужным.
3. Постепенно начинает обретать уверенность в себе.
4. Обладает энтузиазмом.
5. Обладает чувством юмора.
6. Склонен упрямо придерживаться своих взглядов, утверждать их повсюду.
Предлагаем:
1. К этим возрастным особенностям следует относиться с пониманием, но не потакать капризам.
2. Будь терпим к проявлению вспыльчивости, постепенно вводи и утверждай значимость заповеди «Возлюби ближнего своего…»
3. Старайся чаще говорить о Божьих обетованиях и условиях их выполнения; о верности и неизменности Бога, уповании на Него.
4. Не гаси в подростке энтузиазма. Вдохновляй его на добрые дела, учи стойко переносить неудачи.
5. Внимательно следи, чтобы чувства юмора не переросло в издевательские насмешки и обидные шутки – не позволяйте таковых себе сами.
6. Утверждай христианские ценности: любовь к Богу, уважение ко всем людям, честность, добродетель, и т.п.
Социальные
1. Разрыв семейных связей. Растёт желание дружить с группой сверстников. Желает быть независимым от своей семьи.
2. Желает поскорее стать взрослым.
3. Чувствителен к мнению родителей и других взрослых, жаждет понимания с их стороны.
4. Начинает обретать навыки общения.
5. Способен крайними средствами добиваться одобрения своих сверстников.
6. Увлекает соревновательская деятельность.
7. Девочки дружат со своими сверстницами, но обычно интересуются более старшими мальчиками. Мальчики в этом возрасте могут не интересоваться девочками, но им всем будет нравиться иметь особых друзей собственного пола и возраста.
8. Может быть подвержен влиянию моды. Легко увлекается модным.

Комментариев нет:

Отправить комментарий